Спортивная жизнь

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ «МИР ИНТЕЛЛЕКТА».

Занимаясь организацией  физкультурного процесса в школе необходимо обозначить цель, которая преследуется и задачи, которые должны решаться.  Цель известна всем – это здоровье ребенка.  А вот задач, необходимых для ее достижения и возникающих в ходе их решения проблем, гораздо больше.  Основная задача – повышение интереса учащихся к спорту, чтобы спорт стал важной жизненной потребностью, должна решаться постоянно: каждый день, неделю, год. Проблемой является то обстоятельство, что часть детей по своему темпераменту, физическим данным любят движение, игру, тренировку и готовы заниматься спортом до изнеможения, перетренированности и т.д. Их не надо звать, уговаривать, они придут сами. Как правило, они физически превосходят других, любят соревноваться и даже потерпев неудачу не прекратят занятия тренируясь дальше.

Другая группа детей уступает им по физическим данным, имеет слабое здоровье,  но более талантлива в других видах учебной деятельности.  Это определяет негативное отношение,  как к физической культуре, так и к спорту. Часто повторяется ситуация, когда такой учащийся за счет хорошего интеллекта и собственной настойчивости успешно овладевает двигательными навыками, способен находить и применять разные тактические схемы, но, тем не менее, вынужден уступить более одаренному физически спортсмену.  Столкнувшись с ситуацией, в которой он оказывается проигрывающей стороной и не находя правильного решения он старается избегать соревнований и тренировок – ведь пропадает смысл заниматься, когда ты обречен на неудачу. 

Учитель, родители развивают вербальный прессинг, чтобы заставить ребенка не бросать занятия, но как правило это мало что дает, так как физкультура не является предметом для сдачи на экзаменах. Аргументы, что она важна для здоровья, и если много заниматься, то успех придет, мало действуют на учащегося.

На мой взгляд,  выходом из этой ситуации является опыт и знания учителя. Переубедить ученика можно опираясь на достижения в современной биологии, медицине, психологии и смежных с ними наук. Методом будет являться упрощенное моделирование, которое способен понять ученик средней школы. Простая модель физиологических процессов происходящих в каждом человеке, является той дорогой, тем светом который дарит надежду способную вернуть слабого в ряды сильных, доказав, что без физкультуры жить плохо, а правильно грамотно выстроенный тренировочный процесс приведет его к успеху.

Конкретизируем вышесказанное на примере. Нижним кирпичиком в основе сложной системе-человек, является клетка. Все органы, ткани, жидкости состоят из клеток. Клетка строится и разрушается.  В ней происходят самые различные биохимические процессы. Для нас важным является, чтобы при ее функционировании процессы синтеза (анаболизм) преобладали над процессами распада (катаболизм). Процессы синтеза строительства клетки (белок) и клеточных структур происходят при условии достаточности ее энергообеспечения. Единицей энергии служит молекула АТФ (Аденозинтрифосфорная кислота). При ее распаде выделяется энергия, строятся органеллы, выполняются все обменные процессы, включая функцию клетки, например сокращение мышечного волокна. Процесс восстановления израсходованной АТФ осуществляется за счет ее ресинтеза через креатинфосфат, который присутствует в клетке.

АТФ—-АДФ+Н3РО4+8 ккал – расщепление АТФ и выделение энергии

КФ+АДФ—-Креатин+АТФ – ресинтез образование АТФ.

При выполнении физических упражнений, сопровождаемых мышечными усилиями, запасов креатинфосфата хватает на краткое время, 20-40 сек и процесс энергообеспечения клетки начинает происходить за счет окисления гликогена и глюкозы. Окисление – процесс идущий в присутствии кислорода О2 (для школьников не знакомых с основами химии), если кислорода достаточно, то этот процесс называется аэробным гликолизом. Энергия в виде молекул АТФ будет вырабатываться до тех пор, пока не закончится расходный материал гликоген и глюкоза. В случае увеличения мощности при выполнении физической работы в организме возникает и быстро увеличивается недостаточность поступления кислорода. Процесс окисления происходит с накоплением молочной кислоты и ионов водорода, оказывающих разрушительное действие на клеточные структуры, прежде всего мышц, спортсмен вынужден прекратить работу, остановиться. Добавим, что энергии в виде молекул АТФ в происходящем процессе вырабатывается в 19 раз меньше можно сделать вывод о его неэффективности. Отметим, что такой процесс выработки энергии называют анаэробным.  Он сопровождается уменьшением доступа в клетку окислителя — кислорода. Происходит резкое увеличение ЧСС ( частота сердечных сокращений) уменьшение диастолы (фазы расслабления сердца) в результате чего сердце не успевает нормально наполниться кровью и в фазе сокращения (систоле) выбросить ее в необходимом количестве в аорту, обеспечив кровью и кислородом нуждающиеся клетки. Если физическую нагрузку не завершить, а волевым усилием продолжить, то пульс нарастает очень быстро, достигая 200 ударов в минуту и больше. Диастола становится очень короткой близкой к нулю. У сердца нет крови , чтобы ее отдать. Происходят некротические процессы в сердце, клетки гибнут, замещаясь на соединительную ткань (рубцевание). Организм оказывается в обморочном состоянии и это может привести его к гибели. 

Если говорить о мышцах, то в этом случае, в них происходит гибель митохондрий клеточных органелл, в которых происходят описываемые выше процессы.  Организм оказывается в состоянии перетренированности и требуется немало времени для его восстановления. Отметим, что если речь идет о сердце и миокарде (сердечной мышце), то гибель в нем клеток в результате продолжительного сильного кислородного голодания

Приводит к внутренней гипертрофии сердца и возникновению пороков. Производительность сердца оказывается сниженной, организм становится слабым и больным,  так как  от выполнения сердцем насосных функций по доставке крови и кислорода всем органам, клеткам, системам нашего организма зависит здоровье и жизнь. 

Добавим в знания школьника информацию о работе мышц, о значении правильной структуры (окислительное мышечное волокно и гликолитическое мышечное волокно). В окислительном мышечном волокне количество митохондрий -100%, а  в гликолитическом их практически нет. Объясним, что в структуре мышцы преобладание окислительных волокон дает возможность ей не закисляться  длительный промежуток времени при интенсивной мышечной деятельности.  Исходя из этого,  определяем для учащегося цель тренировочного процесса – увеличение количества митохондрий в мышцах через процесс преобразования структуры мышечных волокон.

Подбирая правильно  физические упражнения,  дозируя нагрузку,  добиваемся превращения гликолитических мышечных волокон в окислительные , наращиваем в них количество митохондрий, тем самым делая их неутомляемыми  (не закисляемыми).

К знанию и пониманию основ физиологии в данном примере:  механизмов энергообеспечения, работы сердца, мышц нужно добавить базовые необходимые знания о работе нервной, пищеварительной и эндокринной систем в доступной для учащихся форме.

Объяснив, что в сложной системе, какой является человек все ее звенья объединяются через прямые и обратные связи, а успешность действий в спорте зависит от понимания механизмов процессов, происходящих на биологическом уровне, выработки методов тренировки и применении их на основе наших знаний мы не только избавим себя от грубых ошибок , но и сумеем добиться высоких результатов в выбранном виде спортивной деятельности не потеряв, а укрепив свое здоровье.

«Невежество еще никому, нигде и никак не помогло» — эти слова К. Маркса нужно было бы поставить эпиграфом к этой заметке, но закончить ими ее будет правильно.

P.S.  Вооружен — значит, защищен.  Главное не только ставить цель, но и хорошо видеть (правильно выбирать) дорогу по которой надо идти, чтобы ее достигнуть.

Таким образом, приоритетом в работе учителя физкультуры главным образом будет предоставление знаний в доступной для ученика форме, обладание которыми позволит ему не только с тренером, но и самостоятельно успешно заниматься спортом, понимая, не только что надо делать, но и как, а что делать не надо.

Это и будет основой, которая поможет не потерять интереса к занятию спортом и в школьной и во взрослой жизни.